Нетрудно заметить, что борьба с курением импортирована нами именно с Запада как несомненная ценность наряду с демократией, свободой слова и всяческой политкорректностью. Вообще современная западная политическая система представляется собранием ценностей настолько несомненных и неоспоримых, что фактически лишает смысла всякий политический процесс. Поскольку не разделять такого рода ценности могут только сумасшедшие выродки, а с ними известно какой разговор.
Ежедневно и ежечасно сотни миллионов людей по всему миру подвергаются репрессиям, травле и унижениям только за то, что они позволяют себе так называемую вредную привычку — курить. Им не дают нормально работать, нормально отдыхать, им навязывают хамские надписи и омерзительные картинки их недалекого будущего (кстати, хочу заметить, картина биохимического будущего самых страстных борцов с курением при вскрытии их практически ничем не отличается от перспектив курильщиков). Загоны для курильщиков в общественных местах — особенно почему-то усердствуют аэропорты, те, в которых такие загоны еще сохранились, — больше похожи на газовые камеры. Лучше бы уж сразу пустили Циклон Б. Десяткам миллионов людей реально ломают устоявшийся образ жизни, лишая их возможности расслабиться в баре, пабе, траттории с сигаретой и чашкой кофе или чего еще. До последнего времени Россию можно было считать неким островком терпимости среди этого сумасшедшего дома. Однако не тут-то было. В стране, расслабленной полным отсутствием идеологических и ценностных ориентиров, появление такого фанатика санитарно-гигиенической идеи, как г-н Онищенко, не могло не иметь глубоких и далеко идущих последствий.
Кстати, до сих пор на въезде в нашу богохранимую страну вам навязывают онищенковскую анкету по выявлению контактов потенциального носителя свинячьего гриппа. При том что никакого свинячьего гриппа уже давно в природе нет, и авторы одноименной истерии по всему миру демонстрируют стыдливую амнезию. На самом деле и с денежной точки зрения, и с бытовой масштабы антикурительной кампании намного превосходят все аферистские эпидемиологические истерии. Поскольку антитабачная кампания по определению константна.
На фоне всей этой постоянной и никем не оспариваемой истерии давно стерся в сознании тот факт, что табакокурение является отнюдь не самым опасным, вредным и неприятным недостатком. В конце концов, ограниченный вред здоровью, наносимый человеком самому себе в здравом уме и трезвой памяти, — это исключительно его личное дело. А дурные последствия для окружающих достаточно легко минимизируются. На самом деле единственное и несомненное право некурящей части человечества не подвергаться насильственному окуриванию обеспечивается достаточно легко без какого-либо массированного издевательства над курильщиками. Собственно, на этом и должно было бы поставить точку.
Известный тезис о том, что курильщик неприятен, а то и омерзителен некурящим себеподобным, во-первых, отнюдь не настолько очевиден, как его пытаются представить. Кстати, известная социальная реклама, утверждающая на основании каких-то фиктивных опросов, что мужчины не любят курящих женщин, никакой объективной статистикой не подтверждается. Что касается неприятного запаха, связанного с табакокурением: весьма значительная часть человечества издает неприятные запахи, ни с каким табакокурением никак не связанные, и тем не менее гораздо более дискомфортные для окружающих. Мы бы посоветовали борцам с курением прессануть эти многомиллионные категории населения. В конце концов, кампания по борьбе с грязными носками имела бы отнюдь не менее позитивное звучание, чем травля курильщиков.
Нетрудно заметить, что борьба с курением импортирована нами именно с Запада как несомненная ценность наряду с демократией, свободой слова и всяческой политкорректностью. Вообще современная западная политическая система представляется собранием ценностей настолько несомненных и неоспоримых, что фактически лишает смысла всякий политический процесс. Поскольку не разделять такого рода ценности могут только сумасшедшие выродки, а с ними известно какой разговор. Но поскольку некая видимость политического процесса должна происходить, даже несмотря на нормативно признанный «конец истории», возникает необходимость в темах, натужно инкорпорированных в публичную политику. Отсюда натужная борьба за экологию и всемирное развитие прав и свобод гомосексуалистов. И отнюдь не последнее место здесь занимает тотальное вытравливание табакокурения. Забавно также, что люди и структуры, крайне озабоченные вредным влиянием табака, обычно и являются сторонниками либерализации оборота легких наркотиков. Есть даже такая специальная страна — Голландия, абсолютно толерантная к курению травы на фоне самой жесткой антитабачной репрессии.
То, что за такой долгосрочной, масштабной и упертой кампанией не могут не стоять столь же масштабные материальные интересы, очевидно, что мы и пытаемся обрисовать в нашей главной теме. Однако не менее важно констатировать глубокую интеллектуальную и социальную травму, наносимую нынешней антикурительной политикой обществу. Общество, политическая и законодательная система, безропотно, как козлы на веревке, подчиняющиеся неадекватной, а зачастую и просто глупой общепринятой тенденции, ограниченно способны к позитивной осознанной интеллектуальной деятельности в каких-то других действительно важных направлениях.
Михаил ЛЕОНТЬЕВ
Однако.Ру
Похожие статьи:
Курильщица и общество → Что делать с ярыми антикурителями?
Колонка редактора → 31 мая — отличный денек для курения!
Колонка редактора → Пресс-курилка: обзор СМИ