Уже в самом определении «вредные привычки» сокрыто немало абсурда: ну, во-первых, согласись, это странно — руководствуясь исключительно личной инициативой, привыкать к чему-то заведомо вредному… Во-вторых, превратиться со временем, которое и требуется для формирования привычки, в настоящего раба этого «вредного». И в-третьих, жить с этим «вредным», страдая и мучаясь оттого, что нещадно мы гнобим и изводим сами себя своими же руками за привитую себе «вредную привычку»! (А то и несколько таковых). Воистину, человек — существо загадочное.
Уже в самом определении «вредные привычки» сокрыто немало абсурда: ну, во-первых, согласись, это странно — руководствуясь исключительно личной инициативой, привыкать к чему-то заведомо вредному… Во-вторых, превратиться со временем, которое и требуется для формирования привычки, в настоящего раба этого «вредного». И в-третьих, жить с этим «вредным», страдая и мучаясь оттого, что нещадно мы гнобим и изводим сами себя своими же руками за привитую себе «вредную привычку»! (А то и несколько таковых). Воистину, человек — существо загадочное.
Один мой приятель любит повторять, что мы сами заботливо и усердно создаём себе жизненные трудности. Дабы затем мужественно их преодолевать. Наверное, «чтобы жизнь мёдом не казалась», так, кажется… Или «покой нам только снится» — тоже верное изречение.
Давай при помощи компетентных специалистов-психологов всё-таки попробуем разобраться, зачем же мы «обогащаем» свою и без того непростую и интересную жизнь вредными привычками. Какой же ещё смысл в саморазрушении путём короткого и откровенно сомнительного удовольствия, кроме этого самого момента недолговечного кайфа? Психологи единодушны — смысл есть. Например, для той категории граждан, которые привыкли «сваливать» на своё якобы бессилие отказаться от вредной привычки абсолютно все жизненные невзгоды. Дескать, вот, я обожаю пирожные, а от них я толстею до чрезвычайности… и именно потому, что я толстая, личной жизни — ноль. То есть, будь я худая, как та нахальная девица с обложки журнала, всё было бы прекрасно: любовь, семья, дети, счастье… Но! Не могу я быть худой — уж очень страстно люблю сладкое! И поделать с этим ничего не могу — сила привычки не пускает.
Круг замкнулся. А самое удивительное в том, что нашей Девушке-толстушке где-то там глубоко-глубоко (как любят у нас выражаться, «на подсознательном уровне») известно, что, даже если по мановению волшебной палочки она вдруг станет худосочной, успеха в личной жизни не последует! Смешно утверждать: «Все худые счастливы, а все толстые — несчастны». Успешная личная жизнь требует определённых усилий - стать интересной собеседницей, полюбить себя, реализоваться профессионально… да мало ли чего ещё! А этого всего добиваться… ужасно лень! Гораздо легче взвалить свои неудачи на определение «я — толстая». А причину «толстости», а значит, и этих неудач, видеть исключительно в неспособности бороться с «вредной привычкой объедаться пирожными». Знакомая картина?
Следующий подвид зависимых от вредных привычек — это любители и любительницы себя наказать. Внутренний монолог таких людей обычно следующего типа: «Чего же ещё от меня, такой-сякой-ужасной ждать, если я даже курить бросить не в состоянии… Недаром Вася кинул меня ради Маши — поделом мне! Конечно, разве я заслужила счастья? Ведь…» Далее методично вспоминаются все грехи, грешки и погрешности, допущенные когда-либо раньше… а за этим мазохистским процессом следует самообвинение, самобичевание, вынесение себе приговора и косвенное воплощение оного в жизнь. В чём причина такого, казалось бы, противоестественного поведения? В желании помучиться! Да! Да! Человеку просто кажется, что он «не заслужил ничего хорошего» или он уверен, что «хорошего даром не бывает», то есть непременно нужно выстрадать, чтобы «заработать» жизненных благ…
А вредная привычка, и особенно, неспособность от неё избавиться — верный способ есть себя поедом сколько угодно. Опять же механизм взваливания на вредную привычку всевозможных личных неудач и здесь работает прекрасно!
Если в первом случае, девушка-толстушка уверена, что вовсе не в ней причина её несчастий, а в её пресловутой «толщине», то во втором, девушка-курильщица как раз себя, якобы никчёмную, и будет обвинять и наказывать: «Если ты уж курить не можешь бросить, то чего ещё от тебя можно ждать вообще?!»
Есть среди нас и те, кто упорно считает себя лучше других. Гораздо лучше. Причём во всём и безраздельно. И не знаю, на каком таком основании и чем руководствуются эти люди. Объединяют их такие, несомненно, привлекательные качества, как абсолютная негибкость и удивительное упрямство, упёртость, если хотите… Мудрые люди говорят, что по-настоящему умный человек принимает условия, а не диктует их. И спокойно признаёт свои ошибки, потому, что в основе своей самодостаточен. Те же, кто с пеной у рта доказывают… Бог им судья.
Гедонисты — любители удовольствий и обожатели потворствовать своим «маленьким слабостям», как утверждают психологи, просто-напросто, инфантильные создания, стремящиеся во что бы то ни стало избежать какой бы то ни было ответственности… Своим поведением («Ну, не могу я, дорогая, бросить пить… да, я слаб! Человек, вообще, — слабое создание!») они словно бы предупреждают: «Я умываю руки!» То есть, если что, я не виноват, я ничего не обещал… А значит, и спрашивать с меня чего-то — большая ошибка… а если и обещал, и клялся-божился… не взыщите строго! Я же не серьёзно, ну, что с меня возьмёшь?! Я ведь даже пить бросить не в состоянии, а вы говорите — жениться…
Те же из нас, кто напрочь лишён даже намёка на какие-либо вредные привычки и НИКОГДА не был замечен за оными, даже за самыми безобидными, вроде поедания конфет, от которых, между прочим, кариес, а затем пожизненный «Орбит»! О! Это совершенно особенная категория… Словом, почти маньяки! Их главное удовольствие — возведение в культ их непоколебимой добродетели. Этим-то граждане-маньяки и заняты практически круглые сутки.
Знаменитый психолог Эрик Бёрн, автор книг «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», очень метко и остроумно классифицировал тех, кто и составляет весь род человеческий, на различные виды и подвиды, где каждый живёт по собственному сценарию, играет в игру, исход которой наблюдательному человеку заранее известен. Более того, такую игру можно даже выиграть! Или переключиться с одной, поднадоевшей, на другую, более захватывающую… наши вредные привычки в большинстве своём и есть участники наших игр, наравне с нами, между прочим. Вредными привычками мы искусно манипулируем, чтобы добиться определённой цели, чтобы смягчить кого-то, чтобы заняться чем-то приятным, когда работать совершенно не хочется, чтобы свалить все свои неудачи на… ну, скажем, на пьянство, а почему нет? Люди — великие манипуляторы!
Согласись, а в первую очередь мы «играем в игры» сами с собой! Хорошо это или плохо — не берусь решать. Однако при «правильном» отношении вредные привычки способны чудесно скрасить нашу жизнь! При условии, если не превращать их в источник вечных угрызений совести.
И, вообще, понятие «вредные привычки» довольно растяжимо — для кого-то двадцать сигарет в день — чушь, да и только! А кому-то одно пирожное в неделю кажется преступлением… Давай договоримся — всё, что в гранях разумного (мы же с тобой — не маньяки, слава Богу) будем именовать не суровым «вредные привычки», а снисходительным «милые шалости»! Согласись, за милые шалости себя наказывать ну, просто «рука не поднимается». Если уж не можешь ты ни в какую отказать себе любимой в паре сигарет за день… ну, не отказывай. Главное при этом — не кори себя за эту пару сигарет! Не чувствуй себя виноватой при каждой затяжке — чувство вины ещё хуже отражается на цвете лица, чем продукты никотинового сгорания или как их там… словом, попробуй подружиться со своими милыми шалостями.
В конце концов, ты сама, взрослая барышня, несёшь ответственность за свои поступки. Я хочу уточнить: не сгибаешься в три погибели под тяжким грузом ответственности, а спокойно и уверенно, с расправленными плечами и высоко поднятой головой несёшь ответственность за всё, что происходит в твоей жизни.
Ты ведь помнишь, что «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Это я к этической стороне вопроса: у того, кто рядом, не всегда есть горячее желание вдыхать дым твоей сигареты. Именно в этот момент она перестаёт быть «милой шалостью».
И знаешь, если ты, сроднившись за долгие годы со своей вредной привычкой, всё-таки позволишь ей вернуть ТЕБЕ «бразды правления» над собственной жизнью — вот тогда-то твоя вредная привычка, висевшая над тобой дамокловым мечом, и превратится в вожделённую «милую шалость»!

Евгения Солопова
© Женский журнал Клео.Ру
Похожие статьи:
Проза → Психология курящей женщины