Божественная Варя Панина - певица начала ХХ века...
Её обожала молодая Марина Цветаева, ею восторгались многие:«Виделись мы с Ремизовым, заводили граммофон, в с ё б о л ь ш е В а р ю П а н и н у», - читаем на странице дневника Александра Блока.
О «последней из могикан» цыганской песни с уважением писал А.И.Куприн: «…Слыхал – увы! Лишь в граммофоне, - Варю Панину. Заочно понимаю, какая громадная сила и красота таилась в этом глубоком, почти мужском голосе».
Художник Константин Коровин однажды осмелился противопоставить пение Вари Паниной искусству своего друга Ф.И.Шаляпина:
- Ты слышишь…- сказал Шаляпин Серову, - Константину не нравится, что я пою. Плохо пою. А кто же, позвольте вам спросить, поёт лучше меня?..
- А вот есть. Цыганка одна поёт лучше тебя.
- …Какая цыганка?
- Варя Панина. Поёт замечательно. И голос дивный.
- …Это какая же, позвольте вас спросить, Константин Алексеевич, Варя Панина?
- В «Стрельне» поёт. За пятёрку песню поёт. И поёт как надо…».
«Её исполнение…- писал один из критиков, - не имело ничего общего с противным гнусавым пением в нос большинства мнимоцыганских певиц» (журнал «Огонёк», 1911, № 23).
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Варвара Васильевна Панина, в девичестве Васильева, цыганка по происхождению, родилась в 1872 году. Родители её занимались торговлей, артистов в семье не было. И хотя умение петь и танцевать у цыган, что называется, в крови, и удивить этими талантами кого-то из них сложно, Варя Панина с самого раннего детства поражала своей страстностью в пении и необыкновенно красивым, сильным голосом. Ей было 14 лет, когда она начала петь в хоре ресторана. «Стрельной» в то время руководила цыганская певица Александра Ивановна Панина; затем, выйдя замуж за племянника Александры Паниной, мещанина города Коломны Московской губернии Фёдора Артемьевича Панина (а не хориста, как писали в некоторых «воспоминаниях»), она перешла в «Яр» уже в качестве хозяйки хора. Послушать ставшую к тому времени известной певицу считали своим долгом знатоки-меломаны. Слава о московской звезде пошла по всей России.
Низкое грудное контральто, своеобразная манера исполнения, сочетание совершенно не женского по тембру голоса с чисто женскими интонациями, способность передавать глубину переживаний человеческой души, заставлять страдать для того чтобы очиститься, восхищали. Её пение привлекало самые широкие круги общества того времени: купечество, аристократию, художественную интеллигенцию.
Она была истинной звездой конца XIX — начала XX веков, ею восторгались А.А. Блок, Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, А.П.Чехов. Фёдор Шаляпин часто приходил послушать цыганку Варю и был в восторге от её пения.
В начале XX века Панина начала выступать с сольными концертами в лучших залах Москвы, Петербурга и российской провинции, где имела огромный успех. Сценический образ Вари Паниной был продуманно скромен, ничто не должно было отвлекать от её пения: просто одетая, никаких модных причёсок, минимум косметики, минимум украшений.
Она выходила к публике не спеша, чуть кланялась, располагалась в стоящем на сцене кресле, закуривала. (Папиросы у неё были толстые-претолстые, назывались они «Пушка», и курила она беспрерывно). Постоянные аккомпаниаторы знаменитой цыганки — гитаристы К.Васильев, Н.Шишкин и иногда модный в те годы исполнитель на цитре Ганс — терпеливо ожидали сигнала. Чуть заметный кивок, первые аккорды гитары — и... Зал замирал. Начиналось волшебство, гениальная певица раскрывала душу, вовлекала зрителей в великую тайну романса. Взволнованная публика рукоплескала, случались и обмороки, а после концерта к гримерной бывало не пробиться сквозь толпу молодёжи, которая осыпала певицу цветами. Случались и казусы. Дочь Вари Паниной, Елена, рассказывала своим домашним, что много раз знаменитая певица возвращалась с концертов в разорванном платье — это поклонники окружали её со всех сторон и, пользуясь, образовавшейся давкой, отрывали от концертных нарядов кусочки «на память».
Сохранились воспоминания о знаменитом концерте, состоявшемся в марте 1906 года в Мариинском театре. На концерте присутствовали Его Высочество Николай Александрович с семьёй. После концерта император прошёл за кулисы и, поздравив певицу, поинтересовался, почему в его коллекции нет грампластинок со звукозаписями Паниной. Представители общества «Граммофон» немедленно принялись записывать певицу. Спустя три месяца Николаю II был подарен красивый альбом с записями Вари Паниной на 20 миньонах.
Через четыре года, тоже в марте, на единственный концерт, данный Варей Паниной в Дворянском собрании, «попасть было так же трудно, как на парадный спектакль в честь французских гостей». Выступали два кумира — в первом отделении пела «несравненная» Анастасия Вяльцева, «певица радостей жизни», во втором - «божественная» Варвара Панина, «певица роковых страстей и глубокой печали». В семье Паниных хранится программа этого концерта, около фамилии Паниной - три точки, что означало: певица будет петь исключительно по заказу, заранее репертуар не указывался. Публика неистовствовала. Концерт удалось завершить только около двух часов ночи, после вмешательства полиции.
После того концерта Варе Паниной оставалось жить ещё чуть больше года.
10 июня 1911 года, после концерта, певица вошла в свою гримёрную, села в кресло, как обычно, закурила, и вдруг её так много страдавшее сердце перестало биться. Варя Панина умерла, когда ей не исполнилось и 39 лет.
В последний путь певицу провожали тысячи москвичей. Кроме многочисленных поклонников, на похоронах присутствовали представители высшего чиновничества, элита артистического и театрального мира, титулованные особы, столичные аристократы. Гроб некоронованной царицы русского и цыганского романса утопал в цветах и венках. Похоронили Варю Панину на Ваганьковском кладбище.
http://www.svenko.net/history/varja_panina.htm
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Редактировалось: 6 раз (Последний: 1 сентября 2012 в 18:28)
Она сидела на веранде у распахнутого окна и изящно курила длинные тонкие пахитоски. И для красивого образа, и от волнения. Она была влюбленна в сидящего рядом юношу, а предложение руки и сердца от него всё не поступало...